9 мая 2014 г.

9 класс. История чисел и систем счисления.(2)

Палочки Непера. Нестандартные методы вычислений.
Как вычислительный прибор абак (счеты) был прекрасно приспособлен для выполнения операций сложения и вычитания. Хотя умножение и деление до распространения десятичной системы с арабскими цифрами тоже производились на абаке, это был далеко не самый удобный способ выполнения этих действий.
            С целью создания альтернативного способа Джон Непер изобретает счетные палочки, которые стали называться палочками Непера.

В основу этого изобретения был положен широко известный в его время способ умножения решеткой. Этот способ был разработан в Индии и получил применение в ряде стран Востока.

Рассмотрим способ УМНОЖЕНИЯ РЕШЕТКОЙ.
Перемножим числа 247 и 38.
Алгоритм умножения:
1.      рисуем прямоугольник 3 на 2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя);
2.      затем квадратные клетки делим по диагонали;
3.      вверху таблицы записываем число 247;
4.      справа от таблицы число 38 (см. рисунок);
5.      теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр – сомножителей, расположенных в одной строчке и в одном столбце с этим квадратиком, десятки выше диагонали, единицы ниже;
6.      после заполнения всех треугольников, цифры в них складывают вдоль каждой диагонали, если при сложении получается двузначное число, то количество десятков добавляется к числам диагонали, расположенной слева.
7.      результат записываем слева и внизу таблицы (см. рисунок);



247*38=9386
Практическое задание.

  1. Нарисуйте в тетради таблицы для выполнения умножения решеткой.
  2. Выполните вычисления двумя способами: столбиком и решеткой.
  3. Сколько времени заняли вычисления каждым способом?
  4. Проверьте с помощью калькулятора правильность выполнения умножения.
  5. При каком способе ВЫ допустили больше ошибок?

Комментариев нет:

Отправить комментарий