Используйте для доклада следующий материал:
http://macedu.narod.ru
Как вам уже известно, компьютер - это
программно-управляемая система для работы с информацией, и именно программное
управление делает его столь универсальным. Тому, как составляются программы,
посвящена эта часть курса информатики и информационных технологий. А начнем мы
ее с двух базовых понятий: "алгоритм" и "программа".
Алгоритм - одно из фундаментальных понятий
информатики. Этим словом обозначают точное и безотказное предписание
последовательности действий, переводящей автоматическое устройство из исходного
состояния в результирующее. Т.е. мы можем считать алгоритмом любую инструкцию,
если:
·
ее команды не допускают различных вариантов исполнения;
·
указания предусмотрены для всех возможных вариантов развития
событий.
С этой точки зрения можно составить, к примеру,
алгоритм переливания из пустого в порожнее. Однако, на практике алгоритмы
составляют для решения тех или иных задач, т.е. получения необходимых
результатов по заданным исходным данным. Вид алгоритма, да и сама возможность
его написания зависят от исполнителя (это может быть и человек, и
автоматическое устройство), или точнее, от его системы команд (т.е. набора
инструкций, которые он "умеет" выполнять). Поэтому, в дальнейшем мы
будем пользоваться следующим определением.
Алгоритм решения задачи - это последовательность допустимых команд
исполнителя, определяющих его действия по переходу от исходных данных к
искомому результату.
Какими свойствами должен обладать алгоритм?
Перечислим их:
- дискретность - алгоритм делится на отдельные элементарные шаги;
- определенность - каждая команда однозначно определяет действие исполнителя;
- конечность (результативность) - алгоритм должен завершаться за конечное число шагов.
- массовость - это значит, что он будет годиться не для одной конкретной задачи, а для целого класса похожих задач.
С определенностью непосредственно связана
существенная особенность, о которой нельзя забывать: исполнитель выполняет
алгоритм формально, абсолютно не задумываясь над смыслом производимых действий.
Поэтому не стоит обижаться на компьютер, "не догадавшийся", что вы
подразумевали, -- он честно делает то, что вы написали.
Существует много разных способов записи
алгоритмов: графические (например, в виде блок-схем), с помощью естественного
языка, какими-нибудь условными знаками и др. Но если мы хотим, чтобы алгоритм
был исполнен компьютером, он должен быть обязательно записан на особом языке.
Такая запись называется программой, а язык - языком программирования.
Вы знаете, что вся информация в компьютере
представляется в виде двоичных кодов. В кодах, каждый из которых обозначал одно
простейшее действие (вроде, "перенести число из одной ячейки памяти в
другую"), приходилось писать и программы для первых ЭВМ. Но это занятие
очень сложное и кропотливое, а кроме того, требующее глубокого знания
особенностей конкретной машины. Поэтому были придуманы языки программирования
высокого уровня. Программа на таком языке - это последовательность команд,
обозначаемых словами естественного языка или их сокращениями. Каждая из них
соответствует последовательности из десятков, а то и сотен машинных команд. В
результате запись получается гораздо более компактной и понятной.
Сейчас в мире существует множество языков
программирования, рассчитанных на различные области применения. Мы в нашем курсе
будем использовать Лого - язык, специально созданный для обучения основам
программирования. Этот язык очень простой (кстати, в отличие от
профессиональных языков программирования, он позволяет записывать команды на
русском языке), но, в то же время, способствует формированию навыков,
позволяющих затем, при желании, без особых проблем перейти к работе с такими
популярными языками, как Си или Паскаль. Особо знаменит язык Лого своей
"черепашьей графикой". О том, что это такое, мы и поговорим в следующей
главе.
http://macedu.narod.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий